Общая информация

Понятия и термины

В начало  Предыдущий раздел  Следующий раздел

В данном разделе:

Субъекты и их роли

Объекты и номенклатура

Документы

Услуги

Подписки на услуги

Адреса и регионы

Смотрите также:

Взаимосвязь основных сущностей системы

Функциональность АСР «Гидра» строится на взаимодействии трех базовых сущностей — субъектов, объектов и документов. Другими важными используемыми терминами являются услуги, подписки на услуги и адреса.

Субъекты и их роли

Субъект учета (СУ) — одна из основных сущностей АСР «Гидра». Базовыми СУ являются физическое и юридическое лицо.

Базовый СУ может выступать в системе в одной или более ролях: оператор связи, абонент, банк. Каждая роль имеет свои свойства и по-разному задействована в работе системы. Физическое лицо может быть абонентом сразу нескольких операторов, а юридическое лицо — являться оператором связи, банком, обслуживающим счета, и одновременно абонентом других операторов. Такой подход позволяет избавиться от ненужного дублирования данных и структурировать информацию в удобном для работы виде, объединяя атрибуты, принадлежащие той или иной роли.

Базовые СУ и их роли предопределены в системе и не могут быть изменены.

Тип субъекта учета

Особенности

Применение

Физическое лицо (ФЛ)

Базовый СУ

Предназначен для учета ФЛ и их атрибутов, включающих личные данные: имя, фамилия, отчество, паспортные данные, домашний адрес и др.

Юридическое лицо (ЮЛ)

Базовый СУ

Предназначен для учета ЮЛ и их атрибутов, в частности, реквизитов (наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес и т. д.).

Абонент

Является ролью для ЮЛ и ФЛ

Создается на основе ФЛ и ЮЛ в качестве роли. Используется как потребитель услуг связи.

Оператор связи

Является ролью для ЮЛ

Создается на основе ЮЛ в качестве роли. Используется как поставщик услуг связи, а также в качестве контрагента.

Банк

Является ролью для ЮЛ

Создается на основе ЮЛ в качестве роли. Используется для учета банковских реквизитов, платежных систем и расчетных счетов других ЮЛ.

Группа СУ

Разновидности групп: ФЛ, ЮЛ, абоненты

Используется для разделения СУ, в том числе в тех случаях, когда невозможно классифицировать их с помощью других инструментов системы, например, по базовому договору, региону, типу базового СУ и т. д.

АСР «Гидра» позволяет в одной базе данных вести учет для нескольких подразделений компании, предоставляющей услуги связи. Такие подразделения в системе называются фирмами. Это могут быть как обособленные подразделения одного юридического лица (филиалы, представительства), так и разные юридические лица.

Технически фирмы являются операторами связи, объединенными между собой в иерархическую структуру, которую можно увидеть в разделе Справочники → Структура предприятия. На основе одного юридического лица может быть создано несколько операторов связи (фирм), или каждый оператор связи может быть создан на основе собственного юридического лица.

Если у компании нет дочерних подразделений, в системе будет фигурировать лишь одна фирма.

Объекты и номенклатура

Объект учета (ОУ), как и СУ, является базовой сущностью АСР «Гидра». ОУ, в отличие от СУ, создается на базе номенклатуры, и его типом является номенклатурная позиция. В качестве ОУ могут выступать позиции из классов все ТМЦ и все сетевые службы, у которых активизировано соответствующее свойство Может быть объектом.

Номенклатура представляет собой систематизированный перечень товарно-материальных ценностей (ТМЦ), услуг и сетевых служб. Информация в номенклатуре хранится в виде иерархической структуры (дерева), имеющей следующие корневые группы:

все ТМЦ — каталог с позициями, относящимися к активному и пассивному сетевому оборудованию, хозтоварам и т. п.;

все пакеты услуг — группа, содержащая пакеты услуг (тарифы);

все сетевые службы — набор позиций, описывающих различные сетевые службы, с которыми интегрируется АСР «Гидра», такие как DHCP, DNS, email, Jabber, web, VPN и др.;

все услуги — каталог предоставляемых услуг, которые могут оказываться как самостоятельно, так и в составе пакетов услуг.

Документы

АСР «Гидра» полностью основана на электронном документообороте, во многом отражающем реальный документооборот оператора связи.

Документ — это базовая сущность системы, описывающая взаимодействие между СУ и ОУ. Документы бывают разных типов.

Базовый договор (БД) — договор, содержащий информацию о поставщике, получателе и предоставляемых услугах и являющийся основой для создания индивидуальных договоров. Базовый договор может распространятся на одного абонента или на группу, что позволяет при необходимости легко изменять условия договора, в частности, тарифные планы.

Договор на оказание услуг (ДОУ) — договор, который заключается с конкретным абонентом и определяет предоставляемые ему услуги. Договор на оказание услуг может быть заключен на основе базового договора: в нем могут быть заданы услуги, дополнительные к тем, что содержатся в базовом договоре.

Приказ по ценам (ПЦ) — приложение к базовому договору или договору на оказание услуг. В приказе по ценам, действующем на абонентов через базовый договор, задаются услуги из номенклатуры, которые входят в данный тарифный план, и устанавливаются цены на эти услуги в зависимости от различных условий. Базовые ПЦ позволяют быстро изменять условия тарифных планов для групп абонентов. Для создания индивидуальных тарифных планов к соответствующему договору на оказание услуг выпускается отдельный индивидуальный приказ по ценам (ИПЦ), определяющий или переопределяющий цены на нужные услуги.

Заявка — документ, оформляемый оператором или выгружаемый с веб-сайта компании, который используется для ускорения и автоматизации процесса подключения новых абонентов и обслуживания существующих.

Кассовый ордер — финансовый документ, по которому осуществляется кассовая операция по приему или выдаче наличных денег.

Платежное поручение (ПП) — финансовый документ, содержащий поручение плательщика — владельца счета обслуживающему банку о переводе денежной суммы на счет указанного получателя.

Банковская выписка (БВ) — документ, представляющий собой список строк с информацией о платежах, поступивших на счет получателя за некторый период времени. Выписка может быть загружена в АСР «Гидра» вручную из клиент-банка или автоматически из какой-либо платежной системы. После актуализации банковской выписки на основе ее строк в системе создаются платежные поручения.

Инвойс — документ, выписываемый поставщиком на имя получателя и содержащий подробные сведения об оказанных услугах: объем, единицы измерения, стоимость и т. п. Инвойс формируется после того, как покупатель начал получать или получил товар или услугу, при этом оказание услуги может фиксироваться через определенные промежутки времени.

Отказ в обслуживании — документ, на основании которого абоненту приостанавливается оказание услуг на определенный промежуток времени.

Счет — документ, выписываемый продавцом на имя покупателя и содержащий информацию о составе, цене, количестве и стоимости оказанных абоненту услуг и проданных товаров в течение расчетного периода.

Приказ по курсам валют — документ, в котором задаются обменные курсы для валют, используемых в системе.

Документ «Закрытие периода» — документ, запрещающий редактирование инвойсов, счетов, платежных поручений, кассовых ордеров, банковских выписок и заявок в течение своего периода.

Документ «Открытие периода» — документ, отменяющий в течение своего периода действие соответствующего документа «Закрытия периода»;

План изменения услуг — документ, определяющий правила перехода между тарифными планами (в том числе платный переход).

Важнейшими свойствами документа являются его состояние (например, он может являться черновиком, быть актуальным, выполненным, отклоненным или аннулированным) и период действия.

Услуги

Услуги — это действия, которые выполняет оператор связи в интересах абонента. Примерами услуг могут служить доступ в Интернет, телефония, реальный IP-адрес, переход между тарифами. Услуга может быть разовой или предоставляться во времени, в том числе с некоторым периодом. Список заведенных в системе услуг содержится в номенклатуре.

Виды услуг

Схема 3. Виды услуг в АСР «Гидра»

В системе существуют различные понятия услуг:

Услуги доступа — это услуги с одноименным типом, определяемым в номенклатуре, которые управляют доступом абонента к предоставляемым ему услугам посредством событий. Услуги доступа могут находиться только в составе пакета услуг.

Услуги блокировки — это услуги с одним из типов: Блокировка за неуплату или Временная блокировка, которые различным образом блокируют действие других услуг.

Услуги передачи данных и голоса (ПДиГ) — это услуги, данные о потреблении которых поступают в систему автоматически, поэтому непосредственно на них нельзя подписаться или отписаться. Такие услуги могут находиться только в составе пакета услуг. Для услуг передачи данных существует возможность агрегации и архивации, позволяющая хранить информацию об IP-трафике в компактном виде.

Обычные услуги — услуги и пакеты услуг, не являющиеся услугами блокировки, доступа или ПДиГ. В состав обычного пакета услуг, однако, могут входить услуги доступа и ПДиГ.

Пакеты услуг (тарифные планы, ТП) — это услуги, которые могут в своем составе иметь другие услуги. Сам пакет услуг не может входить в состав другого пакета. Состав пакета и стоимость входящих в него услуг определяются в приказах по ценам. Список заведенных в системе пакетов услуг также содержится в номенклатуре.

Кроме того, услуги могут быть разделены на две категории — запланированные и незапланированные. К запланированным относятся услуги, наличие и количество которых известно еще до начала их оказания абоненту; такие услуги присутствуют в составе выставляемого абоненту инвойса на момент его актуализации. Например, запланированной услугой является тарифный план, стоимость которого (абонентская плата) определена заранее.

Незапланированные услуги появляются во время действия текущего инвойса абонента, их количество и момент оказания заранее неизвестны. K таким услугам относятся услуги передачи данных и голоса (интернет-трафик, телефонные вызовы и т. п.), а также различные услуги, входящие в состав пакета услуг, которые абонент подключает в течение расчетного периода, например, увеличение скорости или обнуление порога для входящего интернет-трафика.

Понятия запланированных и незапланированных услуг применяются при использовании отсрочки оплаты оказанных абоненту услуг.

Подписки на услуги

Подписка на услуги обозначает желание абонента получать определенные услуги в определенное время на определенном оборудовании, оплачивая их с определенного лицевого счета и в рамках определенного договора на оказание услуг. Подписка задается на форме редактирования абонента, при этом абонент может одновременно иметь несколько подписок. Каждая подписка имеет дату начала действия и может иметь дату окончания.

Подписки абонента могут быть:

закрытыми, если дата их окончания меньше текущей даты и по ним нет действующих инвойсов, закрытие подписок производится с помощью задания Автоматическое предвыставление инвойсов по периодическим услугам;

открытыми, если период их действия продолжается на текущий момент или начнется в будущем, вне зависимости от наличия инвойсов по ним;

текущими — открытыми подписками, действующими на текущий момент, вне зависимости от наличия инвойсов по ним;

действующими — подписками, по которым есть действующие инвойсы.

Адреса и регионы

В АСР «Гидра» понятие адрес обозначает как обычные (почтовые) адреса, так и адреса любых других типов, например MAC-адрес, IP-адрес, адрес электронной почты, номер ICQ или Skype, контактный телефон.

Как правило, обычные адреса создаются на основе регионов, которые выбираются из специального справочника.