Основные операции

Создание групп, договоров, приказов по ценам

В начало  Предыдущий раздел  Следующий раздел

В данном разделе:

Организация групп и базовых договоров

Организация структуры договоров, приказов по ценам и услуг

Рекомендации по построению схем для корпоративных клиентов

Смотрите также:

Работа с группами

Договоры

Приказы по ценам

Организация групп и базовых договоров

Группы абонентов условно можно разделить на два типа.

Группы, характеризующие абонентов по условиям оказания услуг (базовые договоры с приказами по ценам создаются именно для этих групп).

Примеры различных условий оказания услуг: разные технологии подключения (например, ADSL или Ethernet), принадлежность абонентов к льготным категориям, разные степени программы лояльности и т. д.; для корпоративных клиентов — расположение фирмы, например, в том или ином бизнес-центре или на территории завода, так как условия предоставления услуг для таких групп часто отличаются.

Группы, предназначенные для удобства построения отчетов, выставления счетов т. д. (для таких групп не создаются базовые договоры).

Примеры разделения абонентов: по категориям — физические лица, корпоративные клиенты, сотрудники; по территориальному признаку — для удобного выставления счетов корпоративным клиентам и доставки (не нужно сортировать счета по районам для курьера).

Абонент обязательно должен находиться хотя бы в одной группе и может находиться в нескольких группах одновременно.

Если для группы создан только один базовый договор, тогда он автоматически подберется системой при создании договора на оказание услуг. Это поможет упростить действия оператора в системе.

Если абонент состоит в нескольких группах с базовыми договорами, необходимо выбрать для него главную группу, на основании которой и будет автоматически подбираться базовый договор. Такое возможно, например, если абонент получает услуги телефонии и Интернета одновременно, и эти услуги разделены по разным базовым договорам, привязанным к разным группам.

На схеме приведен пример организации групп абонентов. Цветом отмечены группы, для которых созданы базовые договоры, группы без базовых договоров не отмечены цветом и имеют белый фон. Группа Сотрудники выполняет функции сразу двух типов групп: для нее создан базовый договор для всех сотрудников фирмы — оператора связи, но она также используется, например, для того, чтобы отделить в отчетах клиентов от сотрудников фирмы.

Схема 22. Пример организации групп абонентов

На группы можно разделить также базовые субъекты учета: физические и юридические лица. Так, например, для простоты построения отчетов, можно разделить юридические лица по области их деятельности: банки, операторы связи, клиенты. Принадлежность базовых СУ к группе необязательна, в отличие от абонентов.

Организация структуры договоров, приказов по ценам и услуг

На основании каждого базового договора необходимо будет создать нужные приказы по ценам.

На схемах ниже показаны возможные варианты размещения приказов по ценам в договорах. Как видно, в каждом из возможных случаев абоненту для подписки будут доступны услуги из всех четырех приказов по ценам.

Схема организации договоров и приказов по ценам Схема организации договоров и приказов по ценам

Схема организации договоров и приказов по ценам Схема организации договоров и приказов по ценам

Схема 23. Структура «Договор → Приказ по ценам → Услуга»

Как правило, при работе с группами абонентов используется 1-й вариант схемы, в котором договоры на оказание услуг создаются на основании базовых договоров, а все приказы по ценам представляют собой приложения к базовым договорам.

Создавать приказы по ценам в качестве приложений к договорам на оказание услуг (2-й, 3-й и 4-й варианты) имеет смысл только в случае, когда абоненту требуется предоставлять тарифные планы или услуги с индивидуальными условиями. При этом 2-й вариант схемы более предпочтителен, т. к. позволяет размещать в приказах по ценам, связанных с базовым договором, все сопутствующие услуги (например, статический IP-адрес, прокладка кабеля и т. д.), которых у каждого оператора бывает немало, но их невыгодно дифференцировать по стоимости для разных абонентов. В индивидуальных же приказах по ценам остается небольшое количество услуг, которые действительно оказываются абоненту на индивидуальных условиях.

В отличие от 2-го варианта схемы, в 3-м и 4-м вам придется в каждом индивидуальном приказе для каждого клиента повторить все услуги, которые он в принципе может получать. Это значит, что в случае изменения цен на услуги для каждого абонента придется вручную создавать новые приказы, что может оказаться весьма трудоемкой задачей и привести к ошибкам.

 

Рекомендуем при создании структуры документов использовать только 1-й и 2-й варианты схемы. Наличие базового договора и связанных с ним приказов по ценам, во-первых, поможет упростить построение отчетов (абонентов можно будет найти по этому договору), и, во-вторых, сократит работу с услугами, имеющими общую стоимость для целой категории абонентов (создавать и редактировать нужно будет всего один приказ по ценам на основании общего базового договора). Нежелательно использовать 3-й и особенно 4-й варианты схемы.

 

Необходимо помнить, что каждая отдельная пара (базовый договор + договор на оказание услуг), а также отдельный договор на оказание услуг (не созданный на основе базового) должны иметь в своем составе приказы по ценам, в совокупности содержащие все услуги, которые может получать абонент.

Если в индивидуальном приказе по ценам содержатся те же услуги, что и в приказе по ценам, связанном с базовым договором, данные услуги имеют более высокий приоритет и в подписке заменяют аналогичные услуги из обычного приказа.

Приоритет услуг в приказа по ценам

Схема 24. Приоритет услуг в приказах по ценам

 

Все необходимые услуги должны быть внесены в приказы по ценам до того, как по ним будут выставлены инвойсы, в составе которых находятся услуги ПДиГ. После выставления инвойсов приказы по ценам будут заблокированы для редактирования.

Рекомендации по построению схем для корпоративных клиентов

У каждого оператора связи есть своя схема работы с корпоративными клиентами. Все эти схемы можно условно разделить на три направления, для каждого из которых есть рекомендации по формированию договоров.

Схема с использованием типовых тарифных планов, где все корпоративные клиенты поделены на группы и для каждой группы существуют свои условия предоставления услуг. В этом случае для каждой группы абонентов нужно создать свой базовый договор, приложениями к которому будут являться приказы по ценам.

Схема с использованием индивидуальных тарифных планов, где для каждого корпоративного клиента существуют свои условия оказания услуг. Необходимо создать для таких абонентов одну группу и один общий базовый договор. На его основании нужно будет создавать индивидуальные договоры на оказание услуг, приложениями к которым, в свою очередь, являются индивидуальные приказы по ценам.

Смешанная схема, где используются типовые и индивидуальные тарифные планы в комплексе. Нужно создать несколько групп по типам условий и еще одну — для абонентов с индивидуальными условиями.