В данном разделе:
Смотрите также: |
Группы абонентов условно можно разделить на два типа.
Группы, характеризующие абонентов по условиям оказания услуг (базовые договоры с приказами по ценам создаются именно для этих групп).
Примеры различных условий оказания услуг: разные технологии подключения (например, ADSL или Ethernet), принадлежность абонентов к льготным категориям, разные степени программы лояльности и т. д.; для корпоративных клиентов — расположение фирмы, например, в том или ином бизнес-центре или на территории завода, так как условия предоставления услуг для таких групп часто отличаются.
Группы, предназначенные для удобства построения отчетов, выставления счетов т. д. (для таких групп не создаются базовые договоры).
Примеры разделения абонентов: по категориям — физические лица, корпоративные клиенты, сотрудники; по территориальному признаку — для удобного выставления счетов корпоративным клиентам и доставки (не нужно сортировать счета по районам для курьера).
Абонент обязательно должен находиться хотя бы в одной группе и может находиться в нескольких группах одновременно.
Если для группы создан только один базовый договор, тогда он автоматически подберется системой при создании договора на оказание услуг. Это поможет упростить действия оператора в системе.
Если абонент состоит в нескольких группах с базовыми договорами, необходимо выбрать для него главную группу, на основании которой и будет автоматически подбираться базовый договор. Такое возможно, например, если абонент получает услуги телефонии и Интернета одновременно, и эти услуги разделены по разным базовым договорам, привязанным к разным группам.
На схеме приведен пример организации групп абонентов. Цветом отмечены группы, для которых созданы базовые договоры, группы без базовых договоров не отмечены цветом и имеют белый фон. Группа Сотрудники выполняет функции сразу двух типов групп: для нее создан базовый договор для всех сотрудников фирмы — оператора связи, но она также используется, например, для того, чтобы отделить в отчетах клиентов от сотрудников фирмы.
Схема 22. Пример организации групп абонентов |
На группы можно разделить также базовые субъекты учета: физические и юридические лица. Так, например, для простоты построения отчетов, можно разделить юридические лица по области их деятельности: банки, операторы связи, клиенты. Принадлежность базовых СУ к группе необязательна, в отличие от абонентов.
На основании каждого базового договора необходимо будет создать нужные приказы по ценам.
На схемах ниже показаны возможные варианты размещения приказов по ценам в договорах. Как видно, в каждом из возможных случаев абоненту для подписки будут доступны услуги из всех четырех приказов по ценам.
Как правило, при работе с группами абонентов используется 1-й вариант схемы, в котором договоры на оказание услуг создаются на основании базовых договоров, а все приказы по ценам представляют собой приложения к базовым договорам.
Создавать приказы по ценам в качестве приложений к договорам на оказание услуг (2-й, 3-й и 4-й варианты) имеет смысл только в случае, когда абоненту требуется предоставлять тарифные планы или услуги с индивидуальными условиями. При этом 2-й вариант схемы более предпочтителен, т. к. позволяет размещать в приказах по ценам, связанных с базовым договором, все сопутствующие услуги (например, статический IP-адрес, прокладка кабеля и т. д.), которых у каждого оператора бывает немало, но их невыгодно дифференцировать по стоимости для разных абонентов. В индивидуальных же приказах по ценам остается небольшое количество услуг, которые действительно оказываются абоненту на индивидуальных условиях.
В отличие от 2-го варианта схемы, в 3-м и 4-м вам придется в каждом индивидуальном приказе для каждого клиента повторить все услуги, которые он в принципе может получать. Это значит, что в случае изменения цен на услуги для каждого абонента придется вручную создавать новые приказы, что может оказаться весьма трудоемкой задачей и привести к ошибкам.
|
|
|
|
Если в индивидуальном приказе по ценам содержатся те же услуги, что и в приказе по ценам, связанном с базовым договором, данные услуги имеют более высокий приоритет и в подписке заменяют аналогичные услуги из обычного приказа.
Схема 24. Приоритет услуг в приказах по ценам |
|
|
У каждого оператора связи есть своя схема работы с корпоративными клиентами. Все эти схемы можно условно разделить на три направления, для каждого из которых есть рекомендации по формированию договоров.
Схема с использованием типовых тарифных планов, где все корпоративные клиенты поделены на группы и для каждой группы существуют свои условия предоставления услуг. В этом случае для каждой группы абонентов нужно создать свой базовый договор, приложениями к которому будут являться приказы по ценам.
Схема с использованием индивидуальных тарифных планов, где для каждого корпоративного клиента существуют свои условия оказания услуг. Необходимо создать для таких абонентов одну группу и один общий базовый договор. На его основании нужно будет создавать индивидуальные договоры на оказание услуг, приложениями к которым, в свою очередь, являются индивидуальные приказы по ценам.
Смешанная схема, где используются типовые и индивидуальные тарифные планы в комплексе. Нужно создать несколько групп по типам условий и еще одну — для абонентов с индивидуальными условиями.